image

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки бывают (ст. 87 НК РФ):

• выездные (иногда их называют «документальные»)- это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя;

• камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимате­лями) в налоговые инспекции (без выезда к налого­плательщикам).

 

Выездные проверки

Выездная налоговая проверка  (ст. 89 НК РФ) — это налоговая проверка, которая  производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки

 

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

1)Сплошной

2)Выборочный

 

Выездные проверки бывают:

● комплексные и выборочные (тематические);

● контрольные;

● плановые и внеплановые;

 

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.

 

Длительность выездной налоговой проверки, как правило, не может превышать двух месяцев. Вышестоящий налоговый орган может продлить срок до 4 месяцев и только в исключительных случаях до 6 месяце.

 

Кроме того, у налоговых органов могут быть основания для проведения повторной налоговой проверки:

1) при контроле за деятельностью нижестоящего налогового органа, ранее проводившего проверку;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

 

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки (ст.100 НК РФ). В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. Акт вручается налогоплательщику либо его представителю.

На представление возражений на акт проверки предоставляется 15 рабочих дней, после чего в течение 10 рабочих дней материалы проверки и представленные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности.

Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суд.

 

Камеральная проверка

  

Камеральные проверки (ст. 88 НК РФ) — это проверки бухгалтерской от­четности и деклараций, сданных налогоплательщиками в налоговые инспекции (без выезда к налогопла­тельщикам).

 

Оформление результатов камеральной проверки

Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна в течение 3 ра­бочих дней сообщить Вам об этом. Одновременно она потребует внести исправления в документы. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней.

Сказанное относится только к ошибкам, не повлекшим недо­плату налогов. Если же это произошло, инспекторы в течение 10 дней с момента окончания проверки выносят постанов­ление о привлечении фирмы к ответственности. Еще десять дней отводится инспекции на то, чтобы направить Вам требова­ние об уплате недоимки, пеней, штрафа и исправлении доку­ментов.

Внимание! Если в отчетности выявлены ошибки и противоречия, а уточняющие документы Вы  не представили, то налоговая инспекция должна не штрафовать, а доначислить налог.

Для дачи пояснений может быть вызван бухгалтер фирмы. Но ответственность за неявку не предусмотрена. Объяснения можно представить  в письменной форме.

 

Продолжительность камеральной проверки

По общему правилу инспекторы проверяют представ­ленную отчетность в течение трех месяцев (ст. 88 НК РФ). Чтобы обратиться в суд по факту нарушений, у налоговых инспекторов есть шесть месяцев. Этот срок считается не с момента состав­ления акта, а с момента обнаружения нарушения (точнее, с мо­мента представления отчетности). Если шестимесячный срок пропущен, то  оштра­фовать Вас  уже нельзя.

 

Налоговые органы наряду с выездными и камеральными проверками могут проводить и встречные проверки. Такого рода проверки проводятся согласно ст. 87 НК РФ, где указано, что "если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)".

 

Встречная налоговая проверка

Проводится в случае, если у налоговой инспекции в ходе проверки контрагента возникла необходимость в получении дополнительной информации проверяемого налогоплательщика в связи с его финансово-хозяйственной деятельностью.

Такая необходимость может возникнуть в случаях:
1) при прохождении товара на экспорт идет проверка товара с момента производства до момента экспорта;

2) если имеется информация об уклонении проверяемой организации от налогообложения путем применения специальных налоговых схем, равно как и в случае, если ранее двумя контрагентами применялись схемы уклонения от налогообложения ;
3) если подлинность предоставленных налогоплательщиком документов для проверки вызывает сомнение или данные в них недостоверны;
4) если налоговый орган подозревает фиктивность сделки или подобные фиктивные сделки имели место ранее;
5) если есть подозрения, что проверяемая организация не приходует товарно-материальные ценности, выручку и денежные средства не отражаются на счетах организаций;
6) в иных случаях.

На практике достаточно часто налоговые органы стараются провести встречные проверки у контрагентов в случаях отклонения от обычных и стандартных операций.

Например:
а) при проведении взаимозачетов ;
б) уступок и переуступок прав требований по обязательствам;
в) бартерных операций;
г) при безвозмездно оказанных услугах;
д) при возмещении и зачете налога на добавленную стоимость.

 

Стоит отметить еще раз, что документы должны быть представлены в срок 5 дней с момента получения требования (с момента вручения требования под расписку руководителю проверяемой по встречной проверке организации, либо с момента вручения уведомления по заказному письму, которым было направлено требование). Так или иначе, но под сроком 5 дней подразумеваются 5 рабочих дней, что, впрочем, лучше уточнить непосредственно у сотрудника налоговой инспекции, проводящего встречную проверку.

 

!!!!!  В случае непредставления контрагентом относящихся к деятельности проверяемой организации документов в двухнедельный срок с даты получения им требования об этом налоговым органом, истребовавшим указанные документы, осуществляется производство по делу о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах в соответствии со ст. 101.1 НК РФ.

 

Требования к предоставлению документов по встречной налоговой проверки:

 

1 . Все запрашиваемые документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.

2. Составляется опись на весь комплект документов в 3-х экземплярах

3. Один экземпляр описи  с комплектом документов необходимо сшить, пронумеровать и все это закрепить печатью организации.