image

Калькулирование себистоимости

 

Калькулирование себестоимости.

 

Для расчёта себестоимости затраты собирают в группы, по которым удобно вести учёт, контроль, и анализ. Калькуляцией называют документ, в котором затраты сгруппированы по их видам. Калькулирование – процесс сбора затрат и определения себестоимости по отдельным группам затрат.

Калькулирование можно проводить на разных стадиях учёта:

  1. Производственная себестоимость образуется из всех затрат до момента процесса реализации.
  2. Полная себестоимость образуется из производственной себестоимости и расходов на реализацию готовой продукции.

Косвенные расходы внутри производственной себестоимости распределяют между отдельными видами объектов калькулирования пропорционально выбранной предприятием в базе распределения.

Коммерческие расходы разделяют между объектами калькулирования пропорционально из производственной себестоимости.

Полная себестоимость является основой для расчёта отпускной цены  продукции.

Отдельные виды затрат в калькуляции называются калькуляционными статьями. Предприятие вправе само выбирать статьи калькуляции, однако при этом необходимо учитывать Статьи Типовой Калькуляции.

  1. Сырьё и материалы
  2. Возвратные отходы (вычитываются)
  3. Покупные изделия, полуфабрикаты , услуги сторонних организации
  4. Топливо на техн. Цели
  5. З/п производственных рабочих
  6. Отчисления на соцстрахование
  7. Расходы на освоение про-ва
  8. Общепроизв.расходы
  9. Общехоз. расходы
  10. Потери от брака
  11. Прочие произв. расходы

Итого произв.себестоимость

  1. Коммерческие расходы

Всего полная себестоимость.

Принятая на предприятии система калькулирования является основанием для организации аналитического учёта.

 

Виды калькуляции- в зависимости от потребностей про-ва для управления себестоимостью на предприятиях учитывают различные виды калькуляции:

  1. Плановая – составляют по средним нормам расходов на предстоящий год
  2. Сметная калькуляция – составляют на разовые изделия и работы, их используют для обоснования затрат на изготовление и  установление цены. 
  3. Нормативные – составляют по утверждённым нормам и нормативам на начало месяца. Необходимы для управления произв. процессом.
  4. Фактическая – составляют по данным бух.учёта , необходимы для контроля за себестоимостью

Методы калькулирования- в зависимости от объекта учёта и потребности анализа используют разные методы калькулирования.

  1. заказной используют для изготовления единичных изделий.
  2. Процессный используют для производства с простым циклом .
  3. Попередельный – используют на про-вах с отдельными этапами ( переделами). После каждого этапа получают продукт.

 

 Учёт процесса реализации готовой продукции

Процесс реализации представляет собой совокупность хоз.операций, связанных со сбытом и продажей. Основными задачами является :

  1. Оценка готовой продукции
  2. Учёт расчётов с покупателями
  3. Определение финансового результата от реализации

Оценка готовой продукции – в соответствии с законодательством, в бухучёте готовую продукцию оценивают:

А) в течение месяца по учётным ценам

Б) в конце месяца и отчётности готовая продукция должна быть оценена по фактической производственной себестоимости.

В) для определения финансового результата, готовая продукция должна быть оценена по полной себестоимости : Сполн=Спроизв.+Скомм

Учёт расходов с покупателями – в соответствии с законодательством , в цену реализации поставщик обязан включать сумму НДС, которая затем должна быть перечислена в бюджет. Учёт расходов по НДС ведут на счёте 68: в ДТ отражают сумму НДС по приобретённым ценностям, которая подлежит возврату из бюджета. В КТ отражают сумму НДС, полученную от покупателя. В бюджет перечисляют разницу между ними.

Определение момента реализации. Операции по реализации готовой продукции отражают на счёте 90 в момент реализации.

В бухучёте моментом реализации является дата передачи документов и готовой продукции покупателю( т.е момент перехода к собственности). Он не зависит от получения денег от покупателя.